Вторник, 2024-05-21, 7:37 AM
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость


                                                             Рембрандт
                                                               

 

Эта история случилась в некогда чудесном курортном местечке Гульрипши, расположенном в Абхазии.
 

Гульрипши был местом отдыха и вдохновения многих известных писателей, поэтов, художников - Б.Лавренёва, К.Симонова, Н.Думбадзе,  Е.Евтушенко, Г.Гулиа, З.Церетели, Ю.Семёнова, И.Тарба, В.Мержанова, Р.Рождественского, А.Вознесенского, А.Иванова, Ю.Щекочихина... всех не перечислить. На 3-километровой гульрипшской «набережной» дачи знаменитостей мирно уживались с пансионатами и домами отдыха,  а в конце  «набережной» стоял Дом творчества «Литературной газеты».

 
В общем, Гульрипши был очаровательным уголком, населённым прекрасными людьми. Но в 1989-92 годах с некоторыми из этих людей что-то произошло - затмение нашло, наверное. Потом по Гульрипши прошлась война. Прекрасные его люди разбежались, а Гульрипши умер. Но он и поныне жив в памяти тех, кто имел к нему хоть какое-нибудь отношение. По справедливости, о Гульрипши должна быть написана книга - добрая и грустная. "Жди меня..."
 
Мой друг Зурик был художником. Когда на него находило вдохновение или заканчивались деньги, он бросал в свой «Запорожец» десяток-другой отбеленных холстов на рамах и ехал на берег моря. Через пару часов он приезжал ко мне: мы выкладывали написанные им картинки на балконе сушиться, а сами садились играть в нарды и пить кофе.

 

Не буду утверждать, что Зурик писал шедевры, но картины его продавались бойко. А одна из его картинок, изображавшая морской горизонт, была просто гениальной - в ней Зурик сумел передать единственность и неповторимость черноморского горизонта, подобного которому нет нигде в мире. Несмотря на мои просьбы подарить  - или даже продать!!! - эту картинку мне, Зурик подарил её на день рождения его тогдашней девушке. Видимо, это была любовь...

 

И вот как-то, с очередным «заездом» в Дом творчества «Литературной газеты», приехала наша с Зуриком знакомая Марина со своей подругой Таней. Мы познакомились с Таней, а на вечер Зурик пригласил нас к себе домой - благо, родители его были в отъезде.

 

Дом Зурика был двухэтажным, вертикально «разрезанным» на две части: задняя часть дома представляла собой огромную, в 6 метров высотой, мастерскую, увешанную картинами Зурика.

 

Пока Зурик накрывал на стол, я повёл девушек в мастерскую - приобщаться к искусству. Девочки ходили по мастерской и разглядывали картины, а я сидел у стекляной стены и о чём-то размышлял. 

 

Вдруг в тишине раздался громкий голос Тани: «Это - Рембрандт!». Я повернул голову - Танин пальчик упирался в одну из Зуриковых картин. «Да нет, Тань, все эти картины Зурик написал...» - сказал я (умник!). «А я вам говорю, что это Рембрандт!» - твёрдо сказала Таня.

 
Мы с Мариной подошли к картине. Она называлась «Ртвели» (сбор урожая - груз.) и изображала большую, фигур на 30-35, группу радостных грузинских крестьян и крестьянок, стоящих на полянке за длинным деревянным столом, заваленным кистями только что собранного чёрного винограда. Танин пальчик упирался в грудь ослепительно улыбающегося рослого усатого красавца-грузина в белой рубахе и широкополой соломенной шляпе.
 
«Это Рембрандт!» - повторила Таня.
 

«Тань,» - снисходительно сказал я (умник!!) - «ну какой же это Рембрандт? Рембрандт, он же стариком был - в берете и с редкой седой бородёнкой. А тут...»


В это время пришёл Зурик - звать к столу.


«Зураб! Вы этого мужика у Рембрандта содрали?!» - напористо спросила  Таня. 

 

«Какой Рембрандт? Это я сам рисовал...» - ответил Зурик.  

 

«У вас есть альбом репродукций Рембрандта, Зураб?!» - Таня распалилась не на шутку.  

 

«Есть где-то...» - сказал Зурик  - «пойдёмте, а то  вино согреется...»  

 

«Нет, давайте сначала альбом посмотрим!» - не отставала Таня.  

 

Зурик полез под крышу и достал с библиотечной полки увесистый альбом.


Ну, что вам сказать? У Рембрандата есть картина «Сбор урожая» - большая, фигур на 30-35, группа радостных испанских крестьян и крестьянок стоит на полянке за длинным деревянным столом, заваленным початками только что собранной кукурузы. Зурик позаимствовал у Рембрандта (кроме сюжета, конечно) только одну фигуру - улыбающегося усатого испанца в белой рубахе и широкополой соломенной шляпе. Решив, видимо, что особой разницы между крестьянином-иберийцем и крестьянином-иверийцем нет...


Конечно, Таня работала в отделе культуры «Литературной газеты», но... Но как же хорошо надо было  знать живопись, чтобы «засечь» в многофигурной композиции Зурика «украденного» им у Рембрандта одного-единственного испанца!!!


Вот за эту красоту Таниного Знания мы и пили в тот вечер. Хотя и не только за неё...